Вы здесь
Родословная роспись российских царей и великих князей московских для поминовения на вселенских панихидах.
В составе рукописного собрания РГАДА. Из Синодика Московского Знаменского монастыря «что на государеве Старом дворе».
Православная Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение – вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: суббота мясопустная, суббота Троицкая, Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы, Радоница.
Обязательными для поминовения были лица царской фамилии, которые включались в монастырские и храмовые синодики.
В 1631 году после смерти государыни-инокини Марфы царь Михаил Федорович и патриарх Филарет основали Знаменский мужской монастырь и передали ему родовую усадьбу на Варварке (государев старый двор) со всеми постройками, а также родовые имения и угодья, бывшие за Марфой. К этому времени на «старом государевом дворе» сохранились церковь Знамения Пресвятой Богородицы, два старинных здания - бывшие боярские палаты – и одна хозяйственная постройка. Угловой, северо-восточный участок был выделен в так называемый Осадный двор, то есть место, где во время военных действий укрывалось население и хранились припасы. Обитель обнесли частоколом. Монастырь назван Знаменским по стоявшей здесь церкви Знамения Пресвятой Богородицы (начало XVI в.). В монастыре хранились документы и святыни, среди которых родовая икона Романовых – Знамения Божией Матери Новгородской (XVI в.); в ризнице – богатые вклады царя Михаила Фёдоровича, инокини Марфы, два Евангелия патриарха Филарета, вклады частных лиц XVII–XVIII вв.; в библиотеке – Псалтырь (1627), Служебник с Требником (1630), Библия первого московского издания (1663) и др.
В монастырский литийный синодик – вседенник (книга для поминовения усопших во время литии) были внесены имена российских царей и царевичей с Ивана IV до Ивана Алексеевича.
«Помяни Господи души усопших благочестивых царей и великих князей Московских и всеа Росии и чад их государских.
Благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича, во иноцех Ионы.
Благородного царевича и великого князя Димитрия Иоанновича.
Благородного царевича и великого князя Василия Иоанновича.
Благородного царевича и великого князя Димитрия Иоанновича.
Благородного царевича и великого князя Иоанна Иоанновича.
Благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича.
Благоверного царя и великого князя Бориса Феодоровича, во иноцех Боголепа.
Благородного царевича и великого князя Феодора Борисовича.
Благоверного царя и великого князя Василия Ивановича.
Благоверного царя и великого князя Михаила Феодоровича.
Благородного царевича и великого князя Иоанна Михайловича.
Благородного царевича и великого князя Василия Михайловича.
Благоверного царя и великого князя Алексиа Михайловича.
Благородного царевича и великого князя Димитрия Алексиевича.
Благородного царевича и великого князя Алексиа Алексиевича.
Благородного царевича и великого князя Симеона Алексиевича.
Благоверного царя и великого князя Феодора Алексиевича.
Благородного царевича и великого князя Илии Феодоровича.
Благородного царевича и великого князя Александра Петровича.
Благоверного царя и великого князя Иоанна Алексиевича».