Вы здесь
«Бабушкина Азбука», посвященная императрицей Екатериной II внуку великому князю Александру Павловичу.
В составе Государственного архива Российской империи, из императорской канцелярии.
Екатерина II. Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу. М., 2004.
В воспитании внуков проявлялся педагогический талант Екатерины II. Любознательность внука заставила ее обратиться к самым различным областям науки, литературы и морали, чтобы создать педагогический шедевр, который она сама назвала «Бабушкина азбука великому князю Александру Павловичу».
Сохранившаяся в РГАДА рукопись «Азбуки» состоит из автографов Екатерины II с ее правками. Императрица рассчитывала напечатать свой педагогический труд для всеобщей пользы. Об этом говорит первая статья на религиозный сюжет: «Перед Богом все равны». Первый раздел посвящен нравственному воспитанию и долгу родителей. Далее императрица говорит о непреходящих человеческих ценностях, которые мы находим еще в петровском «Юности честное зерцало». Как правило, на левом поле рукописи автор кратко характеризует значение нравоучения и предлагает их иллюстрировать: «естам зависти», «естам лености»; «сам неприятен, все около его валяется, пауки свели паутины сверх пожиток. К вопросу о делении земного шара на четыре части света предлагается поместить географическую карту. Понятие о географии других науках императрица сочетает с познавательными ценностями. Автор осуждает такие пороки, как упрямство, болтливость, чрезмерная горделивость, и приветствует трудолюбие. Не раз для усиления значения той или иной статьи используются русские пословицы: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Краток век человеческий». Одним из почитаемых античных героев в России и у императрицы был Александр Македонский. Просвещенная императрица провозглашает ценности, взятые ею из трудов французских энциклопедистов. В подтверждение своих рассуждений и афоризмов Екатерина использует высказывания знаменитых философов и «мудрецов» – Сократа, Платона, Аристотеля.
«1. Перед Богом все люди равны.
2. Всякое дитя родителя не учено.
3. Долг родителей есть дать детям учение.
4. Естественно человек с человеком разнится мало, по учению человек с человеком разнится много.
5. Человек имеет природу, одарованную благом.
6. Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.
7. Вопрос: кто есть ближний?
Ответ: всякий человек.
8. Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность.
9. Добрые дела сами собою воздаяние приносят.
10. Буде увидишь неблагодарного, знай, что он делает худо, но для того не переставай делать добро».