Вы здесь
Описание «в лицах» свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.
В составе библиотеки МГАМИД, дар А.Ф. Малиновского в МАКИД.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 3. М., 1822; Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. М., 1810.
В первый брак царь Михаил Федорович вступил 19 сентября 1624 г. с Марией Владимировной Долгорукой, но на следующий день после свадьбы царица внезапно заболела и скоро умерла. В 1626 г. царь задумал жениться вторично, и выбор невесты проходил по древнему обычаю. В Москву привезли 60 девиц из старинных и знатных княжеских и боярских родов. Михаил Федорович остановил свой выбор на дочери небогатого можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева – Евдокии. С благословения царских родителей патриарха Филарета и инокини Марфы Ивановны о предстоящей свадьбе было объявлено 29 января 1626 г. За три дня до венчания Евдокию Лукьяновну ввели в ее царские хоромы и нарекли царевной. Торжественное бракосочетание состоялась в Московском Кремле 5 февраля 1626 г.
На время свадьбы порядок местничества был отменен, и все присутствующие на свадьбе вельможи по особому царскому приказу находились без мест. Главным распорядителем был царский дядя боярин Иван Никитич Романов, а дружками при государе — князья Дмитрий Черкасский и Дмитрий Михайлович Пожарский, при государыне — Борис Михайлович Шеин и Роман Петрович Пожарский. В церковь ехал государь верхом на аргамаке, а государыня в санях. На другой день прибыли к царю Михаилу Феодоровичу с дарами бояре, думные люди, гости, и гостинной, и суконной, и черной сотни торговые люди.
Рукопись в кожаном переплете содержит рисунки, изображающие все этапы церемонии царской свадьбы, и пояснительные подписи к ним, которые позволяют зримо представить старинные русские свадебные обычаи и традиции, разворачивающиеся в интерьерах Московского Кремля первой половины XVII в. Рисунки показывают как выглядела в это время царская резиденция и ее древние постройки, а также узнать, как одевались в то время при царском дворе.
На Л. 1 сохранилась дарственная запись: «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 фев. 5 при бракосочетании государя царя и великого князя Михаила Федоровича. Сия старинная рукопись внесена в библиотеку государственной Коллегии иностранных дел Московского архива коллежским асессором Алексеем Малиновским 1796-го». А.Ф. Малиновский (1762-1840) – выдающийся архивист, с марта 1780 г. служил в Московском архиве иностранных дел, а с сентября 1814 г. стал его главным управляющим и руководил архивом вплоть до самой смерти.
Глоссарий
Аксамит – старинное название дорогой узорной парчовой ткани, затканной золотными прядеными нитями.
Бумажник – хлопчатобумажный тюфяк.
Демество – старинный церковный напев.
Дробницы – крупные фигурные металлические (золотые или серебряные) накладки.
Застенок – занавес, которым задергивались иконы.
Инальцовские сани – свадебные сани.
Кика – нарядный женский головной убор.
Крест воздвизальный выносится во время церковного праздника Воздвижения креста Господня (14 сентября).
Накры – старинный ударный музыкальный инструмент.
Пенязь – в XV–XVI вв. серебряная польская монета.
Перепеча – старинное русское блюдо: бараний ливер, запеченный в бараньей сетке (сальнике).
Платно – в XVII в. выходной царский наряд.
Поезжанин – участник свадебного поезда.
Полавочники – куски материи, которые накладывались поверх лавок; тканая накидка на лавки.
Поставец – род невысокого шкафа для посуды.
Романея – заграничное виноградное вино.
Сурна – старинный духовой музыкальный инструмент.
Терлик – особый вид кафтана.
Убрус (убрусец) – платок, сложенный в виде треугольника, который надевали поверх кики.
Фарфурных – фарфоровых.
Червчатый – багряного цвета.
Чертожное место – возвышенное место, обитое тканью, на котором устанавливался трон.
Ширинка – платок из шелковой ткани, часто вышитый по краям шелком, золотыми и серебряными нитями, украшенный жемчугом.
Л. 2об: «Лета 7134 генваря в 29 день. Государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Росии самодержец советовав со отцем своим великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Росии и с матерью своею великою государынею инокою Марфою Ивановною, чтоб ему, государю, сочетатися законному браку в наследие роду Его государского. И великий государб святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Руси».
Л. 3об.: «и великая государыня инока Марфа Ивановна сына своего, великого государя царя и великиго князя Михаила Феодоровича всеа Росии, сочетатися законному браку благословили. А произволил государь взятии за себя государя Лукьяна Степановича дщерь Евдокию.»
Л. 4об.: «А напредб государской радости за три дни ввели государыню в царские хоромы и нарекли царевною.»
Л. 5об.: «И советовав государь царь и великий князь Михайло Федорович всел с отцем своим с великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Росии указали на их государской радоти бояром, и околничим, и столником, и стряпчим, и дворяном, которым в чинех бытии без мест, и свой государев указ бояром, и околничим, и всяким людем, которым быть в чинех, велел сказать»
Л. 6об.: «и велели тот указ подписать думным дьяком Ивану Грамотину да Федору Лихачеву, и к тому приговору свою государскую печать приложить для того, чтоб впредь теми случаи никому в отчестве не считатца и случаев ни у кого не принимать и в место того никому не ставить.»
Л. 7об.: «и февраля в 5 день в неделю (воскресение – Ред.) государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии после ранние обедни благословлялся у отца своего у великого государя святейшаго патриарха и говорил речь:
Великий государь отец наш, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии, поволи всеблагаго и всесилнаго в Троице славимаго Бога нашего и по совету и по благословению вас, великого государя отца нашего, и матери нашей великой государыни иноки Марфы Ивановны произволили есмя сочетатися законному браку и день радости нашей ныне, и тебе бы великому государю отцу нашему нас, сына своего, благословить сочетатися законному браку по апостольскому преданию и святых отец»
Л. 8об.: «И великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии сына своего, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Росии, женитись благословил, и говорил:
Благочестивый и христолюбивый сын наш, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии, всемогущий и неизреченный в милости в Троице славимый Бог наш, иже соблюдая вас, великого государя от чрева матерее вашея и благочестия царством прослави и почте вас, той и ныне благословиться великого государя причтатися законному браку по апостольскому преданию и святых отец правилом и подаст тебе, государю, и супруге твоей царице Евдокии долготу живота вашего, и благославят вас благословением последним, ему же несть пременения, и подаст вам благородная чада, яко ж Аврааму и Саре, Исааку и Якову, и Елкане и Анне, чюднаго Самойла и прочим древним отцем, Богу угодившим, и да узришь сыны сынов своих и дщери дщерей твоих, и благочестивое ваше царство соблюдет ото всех ваших врагов ненаветно и распространит и умножит от моря до моря и от рек до конец вселенныя.
А изговоря, благословил государя образом пресвятыя Богородицы с превечным младенцем корсунские, обложен серебром.»
Л. 9об.: «А после того ходил государь молитца в Чюдов монастырь ко архистратигу Михайлу и к чюдотворцу Алексею.»
Л. 10об.: «Да к Вознесенскому Христову и ко пресвятейшей Богородице в монастырь. А за ним, государем, ехали бояря и околничие, и думные, и дворяня.»
Л. 11б.: «А после того благославлялся государь женитися у матери своей благородные государыни иноки Марфы Ивановны по тому ж, как и у отца своего великого государя святейшаго патриарха. И благородная государыня инока Марфа Ивановна сына своего государя женитися благословила, и его государя благословила, образ Спасов обложен серебром, да образ пресвятыя Богородицы Одегитрии, обложен с каменьем.
И того дни радость была по их государствому чину, как бывало у прежних великих государей.»
Л. 12об.: «Государь пришел из своих хором в Залотую среднюю полату, нарядився в кожух золотной аксамитной на соболях да в шубу русскую соболью, крыта бархатом золотным, заметав полы назад до плеча, а пояс на государе был кованой золотной. А перед государем шли ис хором столники и дворяня, которые были в поезжанях. А за ними шли бояря князь Иван Никитич Одоевской, князь Андрей Васильевич Хилков, околничей Артемей Михайлович Измайлов, думной дьяк Иван Граматин. А за ними шли пред государем друшки з государеву сторону боярин князь Дмитрей Михайлович Пожарской, а з государину сторону друшки боярин Михайло Борисович Шеин да князь Роман княж Петров сын Пожарской. А государя вел под руку тысяцкой боярин князь Иван Борисович Черкасской. А шли бояря и околничие, и столники, и дворяня все в золоте и в черных шапках, и во ожерельях стоячих и отложных.»
Л. 13об.: «И пришед государь в Золотую полату, и покланявся образом, сел на своем месте на лавке на изголовье бархатном персицком. А образы были в полате на Большом месте и по стенам на четырех сторонах за стенками низанными. Полавочники были другова наряду.
И велел государь боярину Ивану Никитичю и тысячкому князь Ивану Борисовичю и друшкам и бояром сести в Большой лавке, а поезжаном в другой.»
Л. 14об.: «А место чертожное, на котором сидел государь и государыня, устроено было в Грановитой палате, обито бархатом червчатым, а на нем два зголовья бархатным золотных в один узор, каковы государь указал, а на изголовье положено по сороку соболей, а третей сорок, которым государя и государыню свахи опахивали, держал у места дьяк Андрей Подлесов. Да у места ж поставлен был стол, а на столе послано три скатерти да положена перепеча, которую подносили ко государю и государыне, и к бояром с ширинками, да сын, да солоница. Да и в столы положены были перепечи да солоницы с солью. А судков в первой день не ставили.
А наряд в Грановитой палате образы и застенки поставлены были низанные в Большом месте, над государевым местом и по сторонам на 4 стороны перваго наряду, а по лавкам посланы полавошники первого наряду суконные со лвы.»
Л. 15об.: «А государыню царевну Евдокию нарядили по их государскому чину, как ей, государыне, итить на место, в ее царицыных хоромех в платье и венец золота и з городы, с каменьи, и з жемчюги. И сидела государыня до времени в своих хоромех, а у ней свахи и боярыни. В свахах были з государеву сторону боярина князя Дмитрея Мамстрюковича Черкасского княгиня Елена Алексеевна, боярина княж Дмитриева Михайловича Пожарского княгиня Парасковья Варфоломеевна, а з государвнини царевнины страны свахи боярина Михайла Борисовича Шеина Марья Михайловна, княж Романова жена князь Петрова сына Пожарского княгиня Овдотья Андреевна.»
Л. 16об.: «А короваи обшиты были камкою черчатою и покрыт коровай государев бархатом золотным турским, а царицын отласом золотным участковым. А носила ошиты были бархатом червчатым гладким. Да на караваях же нашиты были сверх по тридевять пенязей серебреных золочены, с одной стороны золочено и чеканено, а з другой стороны было и гладко.»
Л. 17об.: «А свечи были: свеча государева три пуда, а государынина два пуда, а на свечах были обручи большие широкие чеканные, край обои золочены. А свечники были у свеч. У государевы столники Михайло Васильев сын Олферьев да Дмитрей Михайлов сын Толочанов, у царицыны стольники Василей Иванов сын Стрешнев да Яков Михайлов сын Толочанов.»
Л. 18об.: «Над свечами у фонарей были: у государева фонаря стряпчей Дмитрей Баймов сын Воейков да Нефод Козмин сын Минин, у государынина фонаря стряпчие Федор Андреев сын Олябьев да Дорофей Шипов.»
Л. 19об.: «А как царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии пришел в Золотую полату и послал царицыных дружек, а велел царевне Евдокии итить на место в Грановитую полату.»
Л. 20об.: «И государыня царевна шла из своих хором чрез полату проходную да Постельным крыльцом. А напред шли свешники и коровайники и фонарники в терликех золотных на соболях, а терлики даны были им с Казенного двора, и в шапках черных лисьих. А Богоявленскую свечю и обручальные свечи несли стряпчие в золоте и в черных шапках. А за ним нес осыпало на золотой мисе думной дьяк Федор Лихачев, а положено было на мису на три угла хмелю, да тридевять соболей, да тридевять платков золотных участковых длина 5 вершков, а ширина поларшина, да тридевять белок, да 18 пенязей золоченых чеканены, да 9 золотых угорских.»
Л. 21об.: «А затем шли царевнины друшки боярин Михайло Борисович Шеин да князь Роман княж Петров сын Пожарской. Да перед государыней шли напред по сторонам окольничей князь Григорей Уонстантинович Волконской да дьяк Иван Болотников, и берегли пути, чтоб никто не переходил. А за ними шел благовещенской поп насетка и кропил путь святой водой.
А з государынею царевною шли и вели под руки свахи большие, да подле ее государыни для бережения шли с правую сторону боярина Иванова жена Никитича Романова Ульяна Федоровна, а с левую княж Андреева княгиня Даниловича Сицкого Федора Семеновна. А за государыней шли боярыни, а с кикою шла постельничего Костянтинова жена Михайловича Орина Аврамьевна, а за боярынями несли убрусцы и ширинки государевы, и патриарши, и государыни великие старицы иноки Марфы Ивановны на золоченых блюдах.»
Л. 22об.: «А пришед в Грановитую полату благовещенской поп чертожное место покропил святою водою и царевну посадили на ее место на зголовье, а сорок соболей сняв дали держать дьяку Андрею Вареву.
А на царя и великого княгя место посадили князя Якова Куденековича Черкасского. А свахи все стояли у государынина места у стола. А боярыни сели по местом в Большой лавке за столом. В матернее место боярина Иванова жена Никитича Романова Ульяна Федоровна, подле ее кгяж Андреева Даниловича Сицкого княгиня Федора Семеновна, боярина князя Ивана Ивановича шуйского княгиня Евдокия Васильевна, боярина князь Юрьева Яншеевича Сулешева княгиня Марфа Михайловна, боярина княж Алексеева Юрьевича Сицкого княгиня Овдотья Дмитриевна, окольничего Федорова жена Леонтьевича Бутурлина Анна Савиновна, Тимофеева жена Федоровича Бутурлина Офросинья Никифоровна.
А с свечами пришед в полату, стали направе против государева места у лавки. А с короваи с фанарями стали по левой стороне.
А как государыню посадили на место, и боярыни и государю о том учинили весть. И царь и великий князь послал кому сидеть на Большом месте в отцово место боярина Ивана Никитича Романова, да бояр, которым сидеть в сидячих князь Ивана Ивановича Шуйского с товарыщи.»
Л. 23об.: «И боярин Иван Никитич вшед в полату и покланився образом на все стороны, и челом ударяя государыне царевне, сел за столом на Большом месте в лавке выше матери, а сидел в золотном платье, а подле ево жена ево Ульяна Федоровна, а подле ее боярыни по росписи, как писано выше сего. А против их в скамье бояря князь Иван Иванович Шуйской с товарыщи.
А посядя немного боярин Иван Никитич послал ко государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Росии боярина князя Данила Ивановича Мезецкого и велел государю говорить речь.»
Л. 24об.: «И боярин князь Данило Иванович, пришед ко государю, говорил:
Государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии, боярину Иван Никитич велел тебе говорити, прося у Бога милости, время тебе, государю, итить к своему делу.»
Л. 25об.: «И царь и великий князь, покланявся образом и благословясь крестом у протопопа благовещенского, пошел в Грановитую полату. А перед государем шли напред поезжаня, а за ними друшки, а за друшками шли пред государем бояря князь Иван Никитич Одоевской с товарыщи, да думной дьяк Иван Граматин. А государя вел под руку тысяцкой боярин князб Иван Борисович Черкаской. А протопоп благовещенской шел пред государем со крестом. А путь пред государем кропил святою водою крестовой недельной поп. А за государем шел с колпаком князь Федор княж Борисов сын Татев, а за ним шли стольники и стряпчие, которые остались за чинами, а чины свадебные урежал думной дьяк Иван Курбатов сын Граматин да дьяк Михайло Данилов. А поезжан и дворян, которые у царицыных цаней ведали, избирали окольничей князь Данило Иванович Долгорукой да дьяк Петр Овдокимов.»
Л. 26об.: «И как государь вшел в Грановитую полату, и протопоп говорил достойно есть, и благословил государя крестом, и покланявся государь образом, шел к своему месту. И государев друшко большой боярин князь Дмитрей Мамстрюкович Черкаской поднял с места князь Якова Черкаского.»
Л. 27об.: «Государь сел на своем месте подле царевны от Благовещения пресвятыя Богородицы, а сорок соболей с государева места сняв дали держать дьяку Андрею Подлесову. А боярину Ивану Никитичю с товарыщи велел государь сести в Большом месте в лавке. А подле ево жена ево, а подле ее княж Андреева Даниловича Сицкого княгиня Федора Семеновна и иные боярыни государевы и государыни стороны. А против княж Андрея Даниловича княгини в скамью сидел тысяцкой боярин князь Иван Иванович Шуйской, князь Юрьи Яншеевич Сулешев, князь Иван Иванович Одоевской, князь Алексей Юрьевич Сицкой, околничей Федор Леонтьевич Бутурлин. А в кривом столе сидели в лавке бояря князь Иван Никитич Одоевской с товарыщи. А в скамье благовещенской протопоп Максим. А у бояр в лавке и у протопопа в скамье сидели поезжаня.»
Л. 28об.: «А посидев мало, говорил протопоп молитву Покровения главе, а после того сваха большая царю и великому князю и царевне часала голову, а мису с осыпалом в то время держал думной дьяк Федор Лихачев. А чарку с медом, во што гребешок омачивали, держал дьяк Дементей Обрасцов. А свечи царя и великого князя и царевнину в то время зажгли богоявленскими вечерними свечами.»
Л. 29об.: «Да как государю и государыне головы зачесали, и на государыню кику и покров положили, и покрыли убрусом, а убрусец был низан жемчюгом з дробницами золотыми.»
Л. 30об.: «А после того сваха большая осыпала царя и великого князя и царевну Евдокию осыпалом, а другое такое же осыпало было готово у сенника на такой жа мисе.»
Л. 31об.: «А после того царя и великого князя первой друшка, благословясь у отца и у матери, резал перепечю и сыр. А царицын большой друшка подносил ко государю от царевнины и великие княгини убрусец тафтян, низан жемчюгом, и ширинку и коровай.»
Л. 32об.: «А великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю Московскому и всеа Росии.»
Л. 33об.: «И к великой государыне иноке Марфе Ивановне от царевны и великие княжны ходил с убрусцом с низанным и с ширинкою и с перепечею и с сыром царицын большой друшка боярин Михайло Борисович Шеин.»
Л. 34об.: «А в царевнины хоромы боярыням, которые в комнате, и бояром и боярыням, которые у постели, относил ширинки царицын же друшка князь Роман Пожарской.»
Л. 35об.: «А после того царь и великий князь и царевна Евдокия пошли к венчанью к Успению Пречистой Богородицы в соборную церковь. А в то время первую скатерть, на которой резали каравай и сыр, сняв, отдали на дворец ключникам имянно, и велено беречь, запечатав, а на столе остались две скатерти. И как царь и великий князь, встав своего места, пошел ис палаты, и царя и великого князя зголовье, на чем сидел, положили тогда на царицыно зголовье, а два сорока соболей положили наверх. А у места государева и у государынина, для береженья, был князь Андрей княж Данилов сын Сицкой. А сорок соболей, чем государя омахивали, дан был держать дьяку Андрею Подлесову.»
Л. 36об.: «А из палаты шел государь и государыня сеньми да лестницею, что у Грановитой палаты, до аргамака и до саней. А под ними государи слали путь камками червчатыми стряпчие князь Дмитрей княж Александров сын Ростовской, Петр Никитин сын Измайлов, Иван Михайлов сын Толочанов, Иван Михайлов сын Чепчюгов, Иван Азеев сын Опухтин, Михайло Ефимов сын Телепнев. А аргамак государев в то время привели с конюшни, и сани государынины привезли к лестнице, и сел на аргамак боярин князь Борис Михайлович Лыко. А до лестницы с конюшни аргамака вели.»
Л. 37об.: «И как государь пришел ко аргамаку, и ясельничий Богдан Матвеев сын Глебов подвел аргамак, и седчи государь на аргамак, ехал площадью. А перед ним, государем, ехали поезжаня, стольники и дворяня большие 40 человек […] А за ними ехали друшки, а за друшками тысяцкой мало поперед государя посторонь. А государыня ехала в санях больших иналцовских, обиты отласы золотными. А против ее сидели свахи. А до тех мест сидел в санех ясельничей Богдан Глебов. И как государыня пришла к саням, и Богдан, встав, шел у государева коня. А государыня, седчи в санех, ехала за государем, а за государынею за саньми шел окольничей князь Григорий Костянтинович Волконской, да дьяк Иван Болотников, да дворяня московские 23 человека. А дворяня были за саньми […],»
Л. 38об.: «[…] А с ними, для бережения, чтоб никто междо государя и государыни пути не переходил, шли царицыны дети боярские 20 человек.»
Л. 39об.: «А приехав к церкви Пресвятыя Богородицы, ссел государь с коня на мостки, и государыня вышла из саней, и шли государь и государыня в церковь в сторонние двери, что от Архангела. А тысяцкой и дружки шли пред ним, государем, а государыню в церковь вели под руки свахи большие, а меньшие свахи за государынею царевною. А поезжаня в то время ездили на конех. А за государем в церковь шли бояря, которые написаны перед государем. А на государев аргамак сел в то время конюшей боярин князь Борис Михайлович Лыков. А в сани на государынино место сел окольничей князь Григорей Костянтинович Волконской. А царицыны дети боярские в то время берегли путь, чтоб междо государева коня и царицыных саней не переходил никто. А свечи и каравай, и фонари несли в церковь пред государем.»
Л. 40об.: «А вшед в церковь, государь и государыня стали направе против патриарша места. А с коровай блиско левого крылоса, а у левого клыроса у столпа поставлена была скамейка, а на скамейке постлан был ковер кизылбашской золотный, да положены два зголовья, бархат червчат з золотом в один цвет. А зголовьи несли напред государева приходу в церковь, и положили на месты и покрыли сукны. […] А скамью поставили и ковер шатерничие, да под ноги поставили 2 колодочки, обиты участком золотным. А после того государь и государыня шли к венчанью и стали близко Царских дверей на том месте, где стоял амбон, а амбона в то время не было. А подножие под государя и под государыню слал стольник князь Федор княж Алексеев сын Сицкой, камку червчату куфтерь 3 аршина, сшив вдвое, а на нее положено было 40 соболей, по 20 соболей головами в место»
Л. 41об.: «И благовещенской протопоп Максим обручал государя и царицу и венчал по саященному преданию. А на крылосах пели дьяки строками, а протопопом действовали протодьякон да 2 ключаря. А вино фряжское держал в склянице боярин Василий Петрович Морозов, а несли за ним то вино и скляницу два человека погребных ключников, а шли все в золоте. А наливали вино в скляницу с отливкою, и после венчания подносил протопоп вино пить к царю и великому князю, а после того царице, переменяя по трижды, да опять государю. И выпив царь и великий князь вино, велел скляницу в олтарь взять протопопу.»
Л. 42об.: «А после венчания царь и великий князь сел у левого крылоса у столпа на зголовье с правую сторону, а государыню царицу у него посадили с левую сторону, и поучал их, государей, благовещенской протопоп Максим по священному преданию.»
Л. 43об.: «И после того протопоп Максим, пришед к царю и великому князю и к ево царице, и им, государем, здравствовал, и потом здравствовали государю и царице тысяцкой и друшки, и бояре, которые были в церкве. А дьяки певчие пели многолетье государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всея Росии и ево царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне демеством.»
Л. 44об.: «А после венчания царь и великий князь, взяв царицу за руку, шел от церкви в тежа сторонние двери.»
Л. 45об.: «И седчи на аргамак, ехал на двор. А царица и великая княгиня от церкви ехала к себе в тех же санях, а свахи сидели с царицею в санях. А путь государю и государыне до аргамака и до саней стлали тежа стряпчие.»
Л. 46об.: «А как царь и великий князь, приехав от церкви, ссел с коня у лестницы, что подле Грановитой палаты, а царица и великая княгиня вышла из саней, и царь и великий князь, взяв царицу за руку, шел с нею тоюжа лестницей и в Грановитую палату. А путь слали теж стряпчие камками червчатыми. А в то время на аргамак сел конюший, боярин князь Борис Михайлович Лыков, и поехал к сеннику и ездил около сенника в то время, как государь был в сеннике, з голым мечом. А на царицыно место в сани сел ясельничей Богдан Глебов и отвес на конюшню. А свечи и каравай несли перед государем в палату и стали на прежних местех.»
Л. 47об.: «И пришед царь и великий князь и его царица в Грановитую полату, сели на прежнем своем месте, а бояром и бояроням и поезжаном велел государь сести по своим местом. И после того царь и великий князь велел пред себя, государя, на столы ставить ествы и подавать вина фрязские.»
Л. 48об.: «А после третьей ествы поставили пред царя и великого князя и перед царицу и великую княгиню куря. И большой государев друшка, обертев куря с блюдом и с перепечею и з солонкою и з скатертью другою, отнес к сеннику и отдал имянно боярину Федору Ивановичу Шереметеву.»
Л. 49об.: «И после того царь и великий князь, из за стола встав, шел к сеннику и с царицею, и взяв ее, государыню, за руку, а с ним, государем, и с царицею шли тысяцкой и друшки и свахи все. А боярину Ивану Никитичю велел государь итит пред собою до дверей полаты, а путь перед ним, государем, слали теж стряпчие.»
Л. 50об.: «И как царь и великий князь и царица пришли к дверем, и боярин Иван Никитич в то время отдавал государю царицу в дверех и говорил речь: Великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии, по воле всемогущаго и всесильнаго в Троице славимого Бога нашего и по благословнению отца твоего великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Росии и матери твоей великие государыни иноки Марфы Ивановны изволил ты, государь, по преданию апостольскому и святых отец правилом сочетатися законному браку в наследие вечно вашему царскому роду, во обладание великих государств ваших, а поняти за себя царицу и великую княгиню Евдокию Лукьяновну, и ты, великий государь, свою царицу, а нашу государыню, приемли и держи, как человеколюбивый Бог в законе нашем истинные христианские веры устроил и апостоли и отцы предаша. А изговоря, поклонился, поклонился. А бояря и боярыни сидячие провожали государя и государыню до сенника. А как государь пришел к сеннику и боярина Иванова жена Никитича Романова, что в материно место, положа на себя шубу соболью шерстью вверх, осыпала царя и великого князя и его царицу осыпалом.»
Л. 51об.: «А свечи и коровай несли перед государем к сеннику ж, да поставили в сеннике обе свечи вместе в одну кадь во пшеницу у постели в головах, а обручей свеч не снимали три дни. А как отошли три дня, и свечи обе соскали (свились – Ред.) вместе и поставили в церквь. А сенник устраивали и подбивали коврами золотными. А для бережения были у сенника боярин Федор Иванович Шереметев да окольничей Лев Иванович Долматов-Карпов, да Лукьян Степанович Стрешнев. А у постели в головах положены были два зголовейца, а на них шапки государские, а в ногах положен ковер да одеяло, да шуба соболья, и покрыто простынею. А как несли в сенник постели государские, и в то время несли пред постелею два образа Рождество Христово да Рождество Пресвятыя Богородицы да крест воздвизательной, и поставили у постели в головах. Да в сеннике ж у государя в головах поставили образ Пресвятыя Богородицы письмо чудотворца Петра. А постелю слали в сеннике боярин Федор Иванович Шереметев да окольничей Лев Иванович Карпов, да Лукьян Степанович Стрешнев и друшки, и свахи, и спальники, которые живут у государя в комнате, на снопах ржаных, а наверх того семь перин и бумажников изголовей бархатных и камчаты.,»
Л. 52об.: «А проводя государя, бояря, которые в отцово и матерно место, и тысяцкоий, и друшки, и бояря пошли в Грановитую палату.»
Л. 53об.: «И сели бояря за большим столом по правой стороне, а поезжаня и дворяня по левой стороне, а мать и боярыни шли в царицыны хоромы.»
Л. 54об.: «А после того по времени велел государь бояр, отца и матерь, и тысяцкого, и друшек, и свах, и боярынь ближних, которые в комнате и которые у постели, позвать к себе, и кормили государя в сенях перед сенником отец и мать, и бояря ближние, а государыню кормили в сеннике мать и свахи, и боярыни, которые в комнате и которые у постели. А ествы были приказные.»
Л. 55об.: «А назавтрее в понедельник государь вышед из сенника, был в мыльне и кушал государь в мыльне. А ествы были приказные. И жаловал государь подавал ближним боярам ествы, а бояр и окольничих жаловал, подавал романею в купбках.»
Л. 56об.: «А государыня царица кушала в ызбушке. А после кушанья государь и государыня были в сеннике, а с ними, государи, были в отцово место боярин Иван Никитич да жена ево Ульяна Федоровна, да тысяцкой, да боярыни ближние, да свахи, и роскрывал государыню царицу боярин Иван Никитич Романов, покров поднял стрелою.»
Л. 57об.: «А после того пожаловал государь, велел видети свои государские и царицыны очи всем боярам и окольничим и думным людям в сеннике.»
Л. 58об.: «А после того кормили государя и государыню кашею. А каша была в дву горшечках на одном блюде, обогнуты двемя парами соболей. А держал кашу государев большой друшка, а перед государынею кашу держала большая сваха. А в то время государь пошел в мыльню во весь день и до вечера, и в ночи на дворце играли в сурны и в трубы и били по накром.»
Л. 59об.: «А стол того дни у государя был в Большой Грановитой палате, а за столом государь сидел за золотым блиско стены и с ним царица и великая княгиня, а у нея стояли свахи, да свахам же, для опочивания поставлен был столик невеликой выше большого боярского стола. А отец и мать, и тысяцкой, и бояря сидячие сидели в большом столе по местом по тому ж, как и в первый день, а от них поотодвинувся сажен с пять, сидели дворяня сверстные, которые были у царицы у саней. А в другом столе сидели бояря да протопоп благовещенской, и окольничие, и думные люди, и поезжаня, и которые были у свеч и у короваев, да дворяня и дьяки, которые стояли у дверей для бережения. А после стола подавали государю овощи и в столы ставили.»
Л. 60об.: «А после стола царица и великая княгиня пошла в свои хоромы, и стол был у царицы большой в ее хоромех. А в третий день чины были во всем по тому ж, как было в другой день.»
Л. 61об.: «А в четвертой день, в среду, в третьем часу дни велел государь изготовить Золотую полату меньшую и послал весть к отцу своему к великому государю святейшему Филарету Никитичю Московскому и всея Росии.»
Л. 62об.: «И великий государь святейший патриарх пришел ко государю в палату со всеми властьми, и государь царь и великий князь встретил отца своего, великого государя, в сенях.»
Л. 63об.: «И пришед, государь патриарх говорил: Достойно есть, и благословил государя крестом воздвизательным, и кропил святою водою, и здравствовал ему государю с царицею. А после того благословил государя образом Пресвятыя Богородицы, обложен чеканом, да крестом золотым с каменьи ызымруды.»
Л. 64об.: «И сели государь и святейший патриарх по местом на золотных зголовьях. А после того являл государю князь Алексей Львов государя святейшего патриарха дары по росписи. А что было даров, и тому записка на Казенном дворе. А после того благословляли государя образы митрополит Крутицкий да епископ Иосиф, и архимандриты, и игумны, и дары носили государю по чину: купки серебряные и стопы, и отласы золотные, и соболи.»
Л. 65об.: «А после того ходили ко государю з дары бояре и думные люди, а после бояр ходили з дары гости и гостиные и суконные и чорные сотни торговые люди, а даров государь не принимал ни у кого.»
Л. 66об.: «А после того государь царь и великий князь и великий государь святейший патриарх шли вместе к царице и великой княгине Евдокии в ее хоромы, и благословлял государь святейший патриарх государыню крестом воздвизальным и кропил водою по тому ж, что и государя, и здравствовал государыне з государем. А после того государыню царицу благословил образом да крестом золотым, а власти и бояря здравствовали государыне и дары носили по тому ж.»
Л. 67об.: «И того дни великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Росии у государя ел со всеми властьми. А стол был в Грановитой полате по обычаю без свадебных чинов. А взвары и овощи подавали государю и в столы ставили по свадебному чину.»