Вы здесь

Описание образов, подаренных царю Михаилу Федоровичу его отцом патриархом Филаретом Никитичем и архимандритом Афонского монастыря Гавриилом в 1632 г. февраля 25.

25 апреля 1663 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 396. Оп. 2. Кн. 8. Л. 7 об.–8.
Подлинник.

Из архива Оружейной палаты.

Федоровская икона Божьей Матери почиталась как одна из святынь дома Романовых. Костромская чудотворная Федоровская икона Божьей Матери относится к XII в. На протяжении долгого периода своего существования икона находилась в разных обителях, а в 1238 г., после того как  ее «вновь обрел» младший брат Александра Невского Василий Ярославич, она была перенесена   в костромскую церковь св. Федора Стратилата. С этого момента за ней  закрепилось название «Федоровская». Согласно преданию, стоя перед Федоровской иконой Божьей матери, инокиня Марфа, дала, наконец, согласие на то, чтобы ее сын был избран царем. Этой иконой она благословила Михаила Федоровича. Михаил Федорович взял с собой список иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». Инокиня Марфа привезла с собой в Москву еще один список иконы. Вместе с тем хранившаяся в Костроме древняя Федоровская икона Божьей матери была предметом заботы царя Михаила Федоровича. В 1618 г. царь Михаил Федорович прислал в Кострому украшения для иконы, в 1636 г. по указу царя икону украсили также драгоценной ризой. В 1745 г. по указу св. Синода икону вновь украсили новой золотой ризой. (Ныне эта икона хранится в Богоявленском соборе города Костромы). С конца XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Федоровской иконы получали себе отчество Федоровна. Вместе с тем Федоровская икона Божьей Матери издавна считается покровительницей  семейного благополучия.

Патриарх Филарет Никитич благословил царя Михаила Федоровича Федоровской иконой Божьей матери 15 августа (накануне ее празднования – 16/29 августа) 1623 г. Можно предположить, что это было связано с расследованием по совету патриарха Филарета Никитича дела о болезни невесты царя Михаила Федоровича Марии Хлоповой, которое происходило через месяц – 15 сентября 1623 г. В этот день царь в присутствии бояр допрашивал доктора Бильса и лекаря Балсыря о здоровье своей невесты. Мария Хлопова была очищена от подозрений.  Однако 1 ноября 1623 г. царь Михаил Федорович подписал грамоту, в которой он «не соизволял» брать в жены дочь Ивана Хлопова.

Другой описанный в книге образ Пречистой Богородицы Был подарен царю Михаилу Федоровичу спустя 9 лет – в 1632 г. архимандритом лавры преподобного Афанасия Афонского («Афанасьевского монастыря») - крупнейшего монастыря Святой Горы Афон, основанной еще в X веке.

Как видно из описания, обе иконы имели серебряные  басемные («басемное дело») оклады, то есть были выполнены из тонкого листового серебра, на котором теснили (печатали) по специальной деревянной матрице разные узоры. Басменный оклад на иконе закрывает только места, где нет иконописного изображения, органично дополняя художественную часть иконы. Этим басменный оклад отличается от оклада чеканного, который закрывает живопись практически целиком, оставляя окошки только для ликов и рук святых. В древнерусском искусстве басма широко для украшения икон. В Москве была особая слобода басманщиков - Басманная. Серебряные позолоченные венцы – накладные нимбы вокруг голов Богоматери и Младенца на Федоровской иконе были  украшены сканью – напаянным на металлический фон узором из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в «веревочки». Венец и середина оклада образа Божьей матери, подаренного архимандритом Гавриилом, серебряных в своей основе были украшены позолотой и финифтью – изделиями особого рода прикладного искусства, в котором используется эмаль (как основной материал) в сочетании с металлом.

Описание находится в составе  переписной книге казны царя Алексея Михайловича, составленной К. Дерябиным и дьяком А. Плохово.

«Образ пречистые Богородицы Федоровские, обложен серебром, оклад басемной, венцы серебрены золочены сканные. На образу подкладка. Подпись: «131(1623) августа в 15 де(нь) от великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Руси государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Руси благословение образ Пречистые Богородицы у стола.

Образ Пречистые Богородицы, оклад поля обложены  серебром басемное дело. На полях образ Пречистые Богородицы с превечным младенцем. А постоли выбасманены промеж. А постолей круги прорезные, венец и середина, и нижнее поле серебрено-золачено с винифты. На ерлыке подпись: «Привез сей образ  ко государю  Афонские Горы Афонасьевского монастыря архимарит Гаврил во 140(1632)-м году генваря в 25 де(нь).»