Вы здесь

Родословная роспись российских царей, императоров и императриц для поминовения в службах Русской православной церкви.

XVIII в.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 188. Оп. 1. Кн. 49. Л. 76, 76об.
Подлинник.

В составе рукописного собрания РГАДА. Из Синодика Московского Высоко-Петровского монастыря.

Православная Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение – вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: суббота мясопустная, суббота Троицкая, Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы, Радоница.

Обязательными для поминовения были лица царской фамилии, которые включались в монастырские и храмовые синодики.

В летописи Высоко-Петровский монастырь впервые упомянут в 1377 году, и источники связывают его появление со временем Ивана Калиты, а название с именем сподвижника Калиты, московского святителя митрополита Петра. Поэтому первоначальное название монастыря Петровский, Петропавловский, а после канонизации митрополита – Петровский. Оба названия одинаково применялись в документах вплоть до XVIII столетия. Имел в своем первоначальном виде монастырь деревянные стены и соответствующие земляные укрепления и деревянный собор, который в 1514 году знаменитый строитель кремлевских соборов Алевиз Фрязин заменил каменным, поныне существующим, во имя Петра Митрополита. Это один из самых ранних образцов столпообразных храмов в русском зодчестве. На восьмилепестковом нижнем ярусе возвышается световой, перекрытый сводом восьмерик, который завершает граненое шлемовидное покрытие. Позднее собор приобрел низкую, огражденную парапетом галерею-гульбище на арках с широкими всходами. До Великой Отечественной войны внутри храма сохранялся резной иконостас 1690-х годов. «Лепестковая» форма плана собора впоследствии стала предметом подражания для многих русских зодчих. Несмотря на небольшие свои размеры, храм Петра Митрополита до конца оставался соборным, по своему значению первенствующим в монастырском ансамбле. Все остальные части ансамбля появились уже в конце XVII века и были связаны с приходом к власти Петра и его родных по материнской линии – Нарышкиных.

Нарышкины были крупнейшими вкладчиками в монастырь, особенно после замужества Натальи Кирилловны. В связи с этим поминальные записи родов Льва Кирилловича и Ивана Ивановича Нарышкиных занимают в синодике почетные места среди ктиторов (вкладчиков и благотворителей).

«Сий помянник сотворися иже во благочестии пожившим вины ради сицевы, понеже мнози во  благочестии пожиша и веру соблюдоша и предание святых апостол и святых отец сохраниша. И того ради уставися душам их поминаемым бытии да сугубу мзду примут от Бога противу дел своих и ради благочестияих сицевая им похвала во святых церквах  уставися творити. Да сия слышавшее и прочии человецы навыкнуть творити.

Помяни Господи души: благочестивейших государей царей и великих князей Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексиа Михайловича, Феодора Алексиевича, Иоанна Алексиевича, государя императора Петра Великого, государя императора Петра Второго.  Благочестивейших государынь императриц Екатерины Алексеевны, Анны Иоанновны, Елисаветы Петровны. Благоверного  царя и великого князя Василиа».