Вы здесь

Ключевые слова: рисунок, памятник

Рисунок памятника Петру I, выполненный Б.-К. Растрелли в 1716 г.

10 февраля 1716 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 150. Оп. 1. 1715 г. Д. 1. Л. 18.
Подлинник. Автограф Б.-К. Растрелли.

В составе МГАМИД.

Из дела о «выезде в Россию архитектора графа Карла Растрелли в 1715 году».

Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция – 1744,Петербург) – литейщик, скульптор, архитектор, отец выдающегося архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. В 1715 г., работая при дворе Людовика XIV, он был приглашен на службу в Россию «агентом царского величества» Ф.Я. Лефортом. 13 ноября 1715 г. Ф.Я. Лефорт заключил с К.-Б. Растрелли договор, в котором было зафиксировано, что «помянутой господин Растрелли обязуется ехать в С-Петербург с сыном своим и с учеником своим и работать там в службу его царского величества три года во всех художествах и промыслах, которые он знает». По договору перед отъездом Б.-К. Растрелли было выплачено 500 таллеров и дорожные. Б.-К. Растрелли назначалось годовое жалованье 1500 рублей, предоставлялась на три года квартира и было пожаловано «даровое место на строение своего дома». В договоре специально оговаривалось «Пребудет он с своими в вере своей». Договор гарантировал Б.-К. Растрелли свободу выезда из России по истечении трех лет. Однако Б.-К. Растрелли, приехав в Россию в начале 1716 г., остался здесь навсегда. В том же 1716 г. Бартоломео Карло Растрелли было поручено создать проект конного памятника Петру I. Над моделью монумента скульптор трудился пять лет. Работа же непосредственно над памятником продолжалась следующие несколько лет – с 1720 по 1724 гг.

Часть проекта памятника Петру I, разработанного Б-.К. Растрелли, ныне хранится в РГАДА. Она включает рисунок монумента и пояснения к нему – автографы скульптора. В пояснении к рисунку К.-Б. Растрелли писал (по переводу, сделанному в Посольском приказе): «Предложение фигуры, которая его величество на коне презентовать имеет. Литера А. Баталия полтавская, баралиф с вызолоченною медью. В. 4 полонеников медных, которые презентуют нации, которыми его величество повелевает. Все оружия вызолоченные. С. Подпись на черном мраморе золотыми литерами. D. Медаль медная, презентуя гисторию, какую его величество сам изволит приказать. E. Тумба, которая ис пестрого мрамора, и все уборы вызолосены. F. Украшения, которая коронует фигуру вышеписанную. Ежели сие его величеству понравитца, на что ожидаю милостивого ответу. Граф Растрелли».