Вы здесь

Ключевые слова: сочинение

Феофан Прокопович «Слово на похвалу блаженной памяти императору Петру Великому».

29 июня – 17 июля 1725 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 381. Оп. 1. Д. 508. Л. 1.

Рукопись, подготовленная к изданию в Московской Синодальной типографии.

Опубл.: 

Прокопович Ф. Сочинения. М.-Л., 1961. С. 129–146.

Автор послания Феофан Прокопович (1677–1736) ученый, поэт, оратор, сподвижник Петра I. В 1707–1709 гг. профессор философии и префект Киево-Могилянской академии. В 1718 г. получает сан Псковского епископа и становится ближайшим помощником царя в церковной сфере. В 1719 г. при участии Петра I Феофан Прокопович пишет «Духовный регламент» (1721) в обосновании реформы, упразднившей патриаршество и подчинившей церковь государству.

После смерти Петра I 28 января 1725 г. у его гроба Феофан Прокопович произнес знаменитое прощальное «Слово на погребение», вызвавшее сильное волнение среди слушателей. В нем автор впервые поставил вопрос о необходимости продолжать дело Петра I. Эта мысль проходит через все сочинения Феофана Прокоповича, созданные для увековечения памяти царя-преобразователя: «Слово на похвалу… Петра Великого», «О смерти и погребении Петра Великого краткая повесть» (1725).

«Слово на похвалу… Петра Великого» было произнесено полгода спустя после кончины Петра I в Троицком соборе в день именин царя 29 июня 1725 г.

«Се день, о сынове российстии, прежде нам великую материю радости подававший, ныне же непрестающую скорбь и печаль вящше возбуждающий, день тезоименитства Петра Великого! Прежде в сей день торжествовала Россиа, благодаря смотрению Божию за дарованного себе монарха. перваго толикия славы в царех российских первому апостолу теизоименного и не всуе имя сие имевшего, твердого в вере, крепкого в деле и как на утверждение отечества, так и на сокрушение супостот наших каменю подобного. Ныне же день сей, тоежде блаженство наше нам вспоминая, но уже от нас взятое, всех обще сердца наша, доселе от горести не услажденная, еще и паче огорчевает. Но что на пользу весьма побеждатися болезнию, когда так не возвратим, чего мы лишилися! Не лучше ли то нам зделать, что и Богу и Петру нашему должны мы? То есть предложитьна среду славныя таланты, дела же и действия Петрова. Вем, что сих воспоминание покажет, коликая нам зделалася трата, и тако великая в нас возбудит стенания. Обаче, о слынателие, каковаго нас чудный муж сей исполнял духа, то есть крепкаго, мужественнаго и в христианской философии искуснаго, таковым духом и сие последнее послужение наше совершить ему долженствуем. Скорбим и сетуим, но не яко окамененнии; плачимся и рыдаим, но не яко отчаяннии; тужим от горести сердца, но не яко немии и чувств лишившиися».