Вы здесь
Великая старица инокиня Марфа, жена боярина Федора Никитича Романова, урожд. Шестова.
В составе библиотеки МГАМИД.
Серия портретов представителей династии Романовых, созданных З.П. Ахочинской к 300-летию со дня рождения царя Михаила Федоровича.
«Ксения Ивановна Шестова была последнею представительницею дворянскаго своего рода, происходившаго от выходца из Пруссии, Михаила, который в XIII столетии, вступил на службу к Благоверному Великому Князю Александру Ярославовичу Невскому. Шестовы находились в родстве с Романовыми, князьями Черкасскими и Салтыковыми, владели обширными вотчинами, а потому единственная богатая, их наследница, Ксения Ивановна, в начале царствования Феодора Иоанновича, нашла себе знатнаго жениха, молодаго боярина Федора Никитича Романова и вышла за него замуж. Двоюродный брат и любимец Царя, красавец собой, по своему времени высокообразованный, щедрый, гостеприимный Федор Никитич Романов был любимцем и всей Москвы, и во все царствование Феодора Иоанновича с таким мужем Ксения Ивановна жила в полном счастии. Но с кончиною этого Царя вскоре все для нея изменилось. — Возникла борьба за власть и вошедший на престол, Борис Годунов, опасаясь Романовых, как сильных соперников, воздвиг известное на них гонение: в 1601 году, Ксения Ивановна, оклеветанная в злоумышлении на жизнь Царя, разлучена была с мужем и детьми, сослана в Заонежье, где насильственно пострижена в монашество и наречена Марфою. — Мрачно и сурово было место ея ссылки рузлука с мужем и двумя детьми, сыном Михаилом и дочерью Татьяной, неведенье о судьбе их, лишение свободы, переполнили чашу горечи и одним лишь утешеньем для нея служило искреннее к ней участие местных крестьян и священника, тронутых несчастьем молодой боярыни. В 1602 году перевезли ее в село Романовых Клин, куда доставили и ея детей, сына и дочь, с которыми она не разставалась, посвящая все свое время на их воспитание и утверждение в Православной вере. — При воцарении Лжедмитрия, Романовых, как бы мнимых его родственников с честию привезли из ссылки в Москву и Марфа встретилась с бывшим своим мужем Филаретом, возведенным в сан Ростовскаго Митрополита. Затем она была свидетельницей падения Лжедимитрия и целого ряда печальных событий смутнаго времени, пробыла с сыном полтора года в Кремле, пленницею поляков и только в 1612 году, после сдачи ими Москвы князю Пожарскому, переехала в Ипатьевскую Обитель, на Костроме. Тут пришло к ней известие о всенародном избрании юнаго сына ея, Михаила на царство. Ни убеждения московских послов, ни слезы народа не могли поколебать твердой ея решимости не давать сыну своему благословения на царство, и одна лишь угроза архиепископа Феодорита, что в случае отказа Михаила, Бог взыщет на нем конечное разорение Государства, заставила ее уступить и она благословила сына. В Москве поселилась великая старица, как стали ее тогда называть, в Воскресенском монастыре и первые годы царствования Михаила была главною его руководительницею, а затем до конца своей жизни ведала внутреннюю жизнь и хозяйство Царскаго Двора. В 1631 году она скончалась».