Вы здесь

Описание казны царицы Евдокии Лукьяновны.

1626–1628 гг.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 396. Оп. 2. Д. 771. Л. 1–1 об., 2.
Подлинник.

В составе архива Оружейной палаты.

Опубл.: 

Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI–XVII в. Т. 2. / Домашний быт русских цариц в XVI–XVII в.. М., 1869. С. 615–616.

Опись была составлена в Царицыной мастерской палате – учреждении, выделившемся из Государевой мастерской палаты в начале 1626 г. Царицына мастерская палата подчинялась Постельному приказу государыни царицы, состоявшему из дворецкого и дьяка. Первоначально у царицы Евдокии Лукьяновны дворецким был ее дядя Федор Степанович Стрешнев, затем двоюродный брат Василий Иванович Стрешнев. Царицына мастерская палата занималась изготовлением предметов домашнего обихода для цариц и царевен. Царицына мастерская палата должна была также вести учет общей царицыной казне (имуществу), находившейся в ведении казначеи (как показано И. Забелиным, это была вторая степень женских царицыных чинов (после верховых боярынь).

В представленной описной книге 1626-1627 гг. были описаны предметы казны царицы Евдокии Лукьяновны, восстановленные после московского пожара 1626 г., а также часть казны, не погибшая в ходе этого бедствия. К сожалению, большая часть этой книги не сохранилась и, в частности, не сохранилось описание платьев царицы Евдокии Лукьяновны, сшитых после пожара 1626 г. Вместе с тем до нас дошло описание ящика с крестами и монистом, которыми благословила царицу Евдокию Лукьяновну мать царя Михаила Федоровича инока Марфа Ивановна. Положение царицы Евдокии Лукьяновны при дворе был сложным. Молодая царица попала в полную зависимость от свекрови, инокини Марфы. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку.

В ящике, который подарила инокиня Марфа царице Евдокии Лукьяновне, были монисто-панагия и пять крестов. Записи книги включают сведения о дальнейшей судьбе подарков инокини Марфы Ивановны. Так, в книге записано свидетельство боярыни княгини Марьи Хованской о том, что 12 апреля 1628 г. царица Евдокия Лукьяновна благословила подаренной ей панагией свою годовалую дочь-первенца царевну Ирину Михайловну и велела хранить эту вещь в «царевнине казне». Одним из крестов инокини Марфы Ивановны царица благословила свою новорожденную вторую дочь – царевну Пелагею Михайловну, к сожалению, умершую в младенчестве. Этот крест хранился в казне последней.

«Ящик, оболочен бархатом червчатым. А в нем манисто да кресты с мощми, которыми благословила царицу и великую княгиню Евдокию Лукьяновну великая государыня инока Марфа Ивановна. Манисто чепочка золота звенчата, у чепочки наконечники золоты ж, рез гранми с чернью, а на чепочке в манисте на гойтане понагея золота на четыре углы, в ней яхонт лазорев, на яхонте рез Спасов образ Вседержителя, по полем два яхонта червчаты да два изумруда, напереди на главе рез херувим, а на другой стороне рез великомученик Дмитрей, навожено чернью, под главою в закрепке по концом два зерна гурмыцких. 7135(1727) мая в 3 день сее понагею взяла царица и великая княгиня Евдокия Лукьяновна к себе, государыне, в хоромы. 7136-г апреля в 12 день сее панагею выдала от

Два креста золоты с мощми, в них животворящее древо господне, на крестех распятия господня золотолитые, у крестов в гнездех по два яхонта лазоревых, да по два лала да по изумруду, около крестов обнизано жемчюгом большим, у глав в закрепках по концам по четыре зерна гурмыцких. А в крестах по подписям мощей: мощи Ивана Предотечи древо животворящее, мощи Иякова Перского, мощи мученика Прова, мощи архидиякона Стефана, мощи мученика Артемия, мощи преподобнаго Стефана Нового, мощи Павла Исповедника, мощи мученика Еустратаия, мощи мученика Ивана Нового…

Крест золот, на нем распятие господне вольячное, у креста в гнездех три яхонта лазоревы да яхонт червчат, да ала около креста обнизан жемчюгом назад, и рез снятие господне со креста.

Крест золот, решетчат, на нем распятие господне литое, на главе Спасов Нерукотворенный образ да на кресте в гнездех четыре яхонта лазоревы, около креста жемчюгина с пнях, да бирюсин в гнездех, а назади бирюски ж в гнездех, да подпись по-гречески…

Крест золот с мощми, на нем распятие господне литое, в кресте три яхонта лазоревы да лал, около креста обнизано жемчюгом, на главе Спасов Нерукотворнной образ в закрепках, по концом по жемчюгу, а в кресте по подписи мощей риза Олександра Сверского Чудотворца, мощи Пантелея …

Крест золот с мощми, на нем распятие Господне литое, на главе рез Нерукотворненный образ Господень, да на кресте в четырех гнездех яхонты лазоревы, а назади у креста Предтечев образ литой, да резных образов: Иван Богослов, Николай Чюдотворец, святой мученик Георгий, святая мученица Ульянея…»