Вы здесь

Ключевые слова: одежда, описание

Реестр платьев, внесенных в парадную опочивальню императрицы Елизаветы Петровны.

1750-е гг.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 14. Д. 88. Л. 9.
Подлинник.

В составе Государственного архива Российской империи.

Елизавета Петровна осталась в памяти потомков как самая красивая женщина своего времени, обладательница бесспорного вкуса и возможностей диктовать последние тенденции моды. С упразднением Петром I старомодного русского платья женщины начали носить европейскую одежду, платья с корсетами и юбками до щиколоток. Корсет, превращающий женскую талию в «осиную», контрастировал с широкой пышной юбкой, под которую надевали фижмы – специальные каркасы, сплетенные из жесткого конского волоса или тонкой проволоки. Все парижские новинки доставлялись сначала к Елизавете Петровне во дворец, и в России она стала законодательницей мод. Императрица любила наряды, по свидетельству современников она меняла платья по 4–5 раз в день, каждое из платьев она одевала лишь один раз. При Елизавете Петровне большую роль в жизни двора стали играть балы и маскарады, на которые придворные дамы должны были являться только в новых платьях. Во время московского пожара 1753 г. во дворце императрицы сгорели четыре тысячи платьев, а после ее смерти Петр III в Летнем дворце в Петербурге обнаружил 15 тысяч платьев, а также несколько тысяч пар обуви, богатые материи, сундуки с чулками.

Шлафор – длинная распашная одежда с длинным рукавом, носившаяся поверх корсажа и юбки. Шлафоры шились из дорогих тканей и украшались кружевами. Полшлафор отличался от шлафора лишь длиной. Шлафоры и полшлафоры использовались для повседневного ношения дома. Бострог – род приталенной курточки (с рукавами или без них), застегивающейся на множество мелких пуговок. Петровские указы предписывали носить бострог женщинам всех сословий, кроме крестьянок. Бостроги женщин дворянского сословия шились из шелковых и парчовых тканей, украшались золотым и серебряным кружевом.

Подлинных женских платьев XVIII в. сохранилось не так много. Одна из причин этого – обычай вкладывать одежду в церкви и монастыри.

«Реэстр разному платью, которое внесено в парадную почивальню: кафтанов с юбками 2, кафтанов зашивных 3, шлафоров с юбками на большую фижбенную 15 пар, шлафоров зашивных с фальшивыми юбками 16, шлафоров одинаких 4, полшлафоров с юбками на малую фижбену 21 пара, полшлафоров с юбками на обручик 20 пар, полшлафоров с юбками на булочки 91 пара, бострогов с юбками 5 пар, шубок с юбками 12 пар, шубок одинаких долгих 6, шубок же одинаких 13, полшлафоров с юбками тафтяных волнистых на фижбену, на обручик, и на булочки 24 пары, юбок одинаких цветных 111, исподних юбок 84, полшлафорков и кофт одинаких 121, юбок одинаких грезетовых черных 95, троурного платья 11 пар, троурного одинакого платья 28, стеганых юбок одинаких 23, стеганого парного 10 пар, кофт одинаких стеганых 6, карсетов 373, ливреи камор-юнфорских 24 пары, ливреи же одинаких 24».