Вы здесь

Ключевые слова: сочинение, образование

«Записки касательно Российской истории», написанные императрицей Екатериной II.

1780-е гг.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 10. Оп. 1. Д. 366. Ч. 1. Л. 215, 323.
Автограф. С авторской правкой.

В составе Государственного архива Российской империи.

Опубл.: 

Собеседник любителей российского слова. СПб., 1783. Ч. 2-7; Записки касательно российской истории. СПб., 1787.

Большую роль в повышении интереса российского общества к изучению прошлого, к искусству и литературе сыграл личный пример Екатерины II. От императрицы, ценившей образованность и увлеченно занимавшейся литературой, историей, языкознанием и коллекционированием книг, редких рукописей, произведений искусства, исходил мощный импульс для подражания. Россия должна была показать Европе, что она вступила с воцарением Екатерины II в новую эру существования, ознаменованную стремительным расцветом культуры; и что, заняв одно из первых мест в ряду великих держав, она способна в то же время конкурировать блеском своей цивилизации с любым европейским государством.

Этой задаче должно было способствовать развитие исторической мысли в России, всеобщий интерес к истории Отечества и других стран. В своих исторических работах – «Антидот» и «Записки касательно российской истории», а также в обширной переписке с французскими философами-просветителями и деятелями культуры Екатерина II высказывала свой взгляд, на историческую концепцию развития российского государства.

Основой исторических сочинений Екатерины II составляли не только имеющиеся к тому времени работы отечественных историков, но она активно использовала подлинные архивные документы, которые ей подбирали и доставляли сотрудники Московского архива Коллегии иностранных дел. Императрица увлеченно работала над историческими исследованиями о Древней Руси, правила и переправляла свой текст, лично составляла генеалогические таблицы русских князей.

«Историки сказывают, что в 860 году по Рождестве Христове Гостомысл, быв при конце своей жизни, созвал старейшин земли от славян, русы, чуди, веси, мери, кривич и дрегович, говорил им: «что видит между ими несогласие, всяк из них по своей мысли и прихоти правит и судит, отчего правление земель и дел медлится и разорение Великому Новгороду воспоследовать может, сами собою править не могут; и для того надобно им князя, которой бы над ними владел, что таковые три брата, князи честного происхождения, обретаются в варягах, кои разумом и храбростию славны».

Новгородцы приняли Гостомыслов здравый совет; по кончине его, в том же 860 году, послали послов из первейших граждан в варяги, трех братов – князей Рюрика, Синеуса и Трувора – звать владети над собою.

Послы, пришед к варягам, говорили князьям между прочим сии достопамятные слова: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет; придите владети нами».

Рюрик со братиями, услыша о несогласии, своеволии, прихоти и беспорядке новгородцев, с трудом согласились на просьбу их.

Наконец, склонились на предложение послов.

Князь Рюрик, со братиею и своими домами собравшися, взяли с собою великое число своего народа, пришли из варяг к рубежам русским в 861 году.

Старейший Рюрик – в Старую Ладогу, который город укрепить велел».