Вы здесь
«Записки касательно Российской истории», написанные императрицей Екатериной II.
В составе Государственного архива Российской империи.
Собеседник любителей российского слова. СПб., 1783. Ч. 2-7; Записки касательно российской истории. СПб., 1787.
Большую роль в повышении интереса российского общества к изучению прошлого, к искусству и литературе сыграл личный пример Екатерины II. От императрицы, ценившей образованность и увлеченно занимавшейся литературой, историей, языкознанием и коллекционированием книг, редких рукописей, произведений искусства, исходил мощный импульс для подражания. Россия должна была показать Европе, что она вступила с воцарением Екатерины II в новую эру существования, ознаменованную стремительным расцветом культуры; и что, заняв одно из первых мест в ряду великих держав, она способна в то же время конкурировать блеском своей цивилизации с любым европейским государством.
Этой задаче должно было способствовать развитие исторической мысли в России, всеобщий интерес к истории Отечества и других стран. В своих исторических работах – «Антидот» и «Записки касательно российской истории», а также в обширной переписке с французскими философами-просветителями и деятелями культуры Екатерина II высказывала свой взгляд, на историческую концепцию развития российского государства.
Основой исторических сочинений Екатерины II составляли не только имеющиеся к тому времени работы отечественных историков, но она активно использовала подлинные архивные документы, которые ей подбирали и доставляли сотрудники Московского архива Коллегии иностранных дел. Императрица увлеченно работала над историческими исследованиями о Древней Руси, правила и переправляла свой текст, лично составляла генеалогические таблицы русских князей.
«Историки сказывают, что в 860 году по Рождестве Христове Гостомысл, быв при конце своей жизни, созвал старейшин земли от славян, русы, чуди, веси, мери, кривич и дрегович, говорил им: «что видит между ими несогласие, всяк из них по своей мысли и прихоти правит и судит, отчего правление земель и дел медлится и разорение Великому Новгороду воспоследовать может, сами собою править не могут; и для того надобно им князя, которой бы над ними владел, что таковые три брата, князи честного происхождения, обретаются в варягах, кои разумом и храбростию славны».
Новгородцы приняли Гостомыслов здравый совет; по кончине его, в том же 860 году, послали послов из первейших граждан в варяги, трех братов – князей Рюрика, Синеуса и Трувора – звать владети над собою.
Послы, пришед к варягам, говорили князьям между прочим сии достопамятные слова: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет; придите владети нами».
Рюрик со братиями, услыша о несогласии, своеволии, прихоти и беспорядке новгородцев, с трудом согласились на просьбу их.
Наконец, склонились на предложение послов.
Князь Рюрик, со братиею и своими домами собравшися, взяли с собою великое число своего народа, пришли из варяг к рубежам русским в 861 году.
Старейший Рюрик – в Старую Ладогу, который город укрепить велел».