Вы здесь

Ключевые слова: сочинение, образование

«Детские разговоры» в виде диалога няни и дитя, сочиненные императрицей Екатериной II для своих внуков.

[1787 г.]
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 10. Оп. 1. Д. 372. Л. 4 об.–5.
Автограф с авторской правкой.

В составе Государственного архива Российской империи.

Екатерина II не ограничилась созданием «Азбуки» для своего внука Александра. В ее личном собрании сохранилась рукопись «Детские разговоры и повести», составленная в виде диалога дитя и няни, где в доступной форме малышу рассказывают о достоинствах и недостатках, какие могут встречаться у людей.

Создания педагогических трудов способствовала ее любовь к внукам, а нравственная ценность этих сочинений делает их актуальными и в наши дни.

«Няня
Как дитя в твои леты моло еще есть рассуждения.

Дитя
Теперь я буду рассуждать. Я буду осторожен, и я тебя нянушка любить буду для того, что много труда имеешь около меня; пажалуй, скажи, много есть такого, чего я не знаю.

Няня
Не токмо много есть такого, чего не знаешь, но ты сам видишь. Что ничего не знаешь. Ни же, что ты сам на свете делаешь.

Дитя
Спасибо. Что ты мне сказала. Теперь я знаю и не забуду.

Няня
Скоро ты выучился то, на что ввек короток, пади играй теперь.

Дитя
Нянушка, пажалуй, зделай то, о чем я тебя попрошу.

Няня
А что такое?

Дитя
Скажи мне то, что вчера ты зачела говорить, помнишь.

Няня
Охотно. Но посмотрю будет у тебя терпение выслушать. Была вдова дворянка бедная, у нея осталась сын и дочь.

Дитя
Как ее заут.

Няня
Ты ее не знаешь.

Дитя
А сына ее как заут.

Няня
Филаретом. Она призвала своих детей и сказала им: «старайтесь качества приобретать. Я сколько смысла имею, вам помогать готова […]»