Вы здесь

Ключевые слова: описание, книга, образование
Персоналии: Алексей Петрович

Опись библиотеки царевича Алексея Петровича.

[1713 г.]
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 6. Д. 34. Л. 28–28 об.
Подлинник.

В составе Государственного архива Российской империи.

Опубл.: 

Долгова С.Р. После приговора// Каталог выставки «Die Flucht des Zarewitsch (Бегство царевича)». Вена, 2012. С. 23. (в извл.).

Царевич Алексей Петрович вошел в историю как противник петровских реформ, однако это не дает основания считать его необразованным человеком, противником просвещения. Еще историк С.М. Соловьев писал, что «Алексей Петрович был умен и любознателен, как был умен и любознателен дед его – царь Алексей Михайлович или дядя – царь Федор Алексеевич, но подобно им, он был тяжел на подъем, не способен к напряженной деятельности». Царевич любил чтение и собирал книги в России и путешествуя по Европе.

Возникновение личной библиотеки у царевича было совершенно естественным, даже традиционным явлением: уже в XVII в. все старшие сыновья царя Алексея Михайловича имели собственные «хоромные» библиотеки. Петр I, желавший дать Алексею лучшее по тому времени образование, источником которого служили книги, не мог не содействовать созданию библиотеки для сына, подавал ему и личный пример по собиранию книг.

Впервые после смерти царевича его книги были вывезены из села Рождественского и описаны в 1718 г.; в 1729 г. в Библиотеку Академии наук поступили книги, которые были закуплены царевичем за рубежом (229 книг).

Недавно в РГАДА в делах Тайной канцелярии были обнаружены списки книг, которые царевич просмотрел в 1713 г. Тогда же на книги были составлены списки, в соответствии с которыми они были положены в ящики. Так, в «дощатый ящик» были положены «книги греко-латинские, еврейский, немецкие»; среди них «Библия еврейская», «Библия Мартина Лютера» (3 экземпляра), «История Святых мучеников», «Описание пуфендорфа о Свейской земле», «О рождении и делах царевича Петра Алексеевича» и др.

В «ящике, обитом вощанкою» хранились «Книга латинская Ивана Дамаскина, печатана в Базеле 1575 г.», «Книга латинская Иронима Святого, печатана одна в Базеле, другая в Лептихе (Лейпциге) 1684 г.». Часть книг, образов и молитвенников «лежало в коробьях, что взяты у камердинера Ивана Большого Афанасьева». В «новый ящик» были положены азбуки и буквари, «История Александра Македонского», «Геометрия для ученых людей» и др.

Всего в 1713 г. у царевича имелось более 300 книг; если присоединить к ним издания, хранящиеся сейчас в Библиотеке Академии наук, то о царевиче можно говорить как об одном из крупных владельцев книжных собраний России первой четверти XVIII в. Что касается тематики книг Алексея Петровича, то судя по описям 1713 г., можно возразить тем историкам, которые считали, что в его библиотеке преобладали книги религиозного содержания. В собрании было много книг светского содержания, преимущественно по истории, филологии, военному делу, т.е. по тем предметам, которыми Алексей Петрович занимался.

«Положено в сундук дощатой книг греколатынских, еврейских, немецких в десть:

Описание реки Дона, печатана в Амстердаме;

описание статуса Амстрадамского;

глобус, подписан на имя Федора Алексеевича Головина;

Библия еврейская;

Библея Мартина Лютора;

Архитектура Милитарис;

восемь книг Театрум европских;

О хождении посла из Немецкого государства чрез Москву в Персиду;

О асирианех и о Полестине;

две книги Афанасия Александрийскаго;

Иринея епископа Лудунского; Тертуллиана;

две книги Аригеновы;

Иустина фолософа;

Григория Никсткого;

Георгия Кедрина;

Епифания Кипского;

Архонтология;

Описание асийских, африканских и америцких […];

Евангелие в лицах;

Житие святых;

Побеждающая крепость;

2 иконографии;

Отче наш на сто языков […]»