Вы здесь

После смерти Федора Алексеевича, не оставившего наследника, решением Земского собора на царский престол был возведен девятилетний царевич Петр Алексеевич. Однако царевна Софья Алексеевна (1657–1704), дочь царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, ее родственники бояре Милославские и их сторонники, воспользовавшись стрелецкими волнениями, заставили Земский собор изменить свое решение и провозгласить совместное царствование Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, а их регентшей царевну Софью Алексеевну. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием». С 29 мая 1682 г. по 8 сентября 1789 г. царевна Софья Алексеевна была правительницей Российского государства, именуясь титулом «Всея Великия и иных Россий Самодержица». Период правления Софьи Алексеевны Романовой – один из сложнейших периодов отечественной истории. Вместе с тем при Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, Нерчинский договор с Китаем – первый русско-китайский договор, действовавший до 1858 г., в 1687 и 1689 гг. под руководством Василия Голицына было предприняты походы против крымских татар, укрепившие международный авторитет России. В 1687 г. была образована эллино-греческая академия.

Создатели выставки стремились показать документы, освещающие отдельные важные события жизни царевны Софьи Алексеевны. Данный раздел выставки открывает запись (по существу протокол) заседания Земского собора 29 мая 1682 г., состоявшегося после знаменитого, страшного по своим последствиям стрелецкого бунта, инспирированного сторонниками царевны Софьи. По требованию стрельцов на Земском соборе царями были провозглашены Иоанн и Петр, а до их совершеннолетия власть вручалась царевне Софье, давшей согласна управление государством вместе с братьями-царями, объявленной правительницей России. На выставке присутствует уникальный документ, связанный с замечательным мероприятием периода правления царевны Софьи Алексеевны – созданием Эллино-греческой академии, первого светского высшего учебного заведения России. Это похвальная речь царевне Софье Алексеевне в день ее рождения от основателей академии греческих иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов, записанная и подписанная ими самими.

В названном разделе помещены также уникальные документы, связанные с личной жизнью царевны Софьи Алексеевны – ее подлинные шифрованные письма к канцлеру князю В.В. Голицыну 1689 г. Подобно своим сестрам, другим дочерям царя Алексея Михайловича, Софья Алексеевна не вышла замуж. Размышляя о печальной участи царских дочерей, обреченных на одиночество, «живущих яко пустынницы, Г. Котошихин писал: «А государства своего за князей и за бояр замуж выдавати их не повелось, потому что князи и бояре их есть холопи и в челобитье своем пишутца холопми, и то поставлено в вечной позор, ежели за раба выдать госпожа; а иных государств за королевичей и за князей давати не повелось, для того что не одной веры, и веры своей отменити не учинят». К В.В. Голицыну царевна Софья Алексеевна имела большую сердечную склонность, о чем много написано в историографии. Некоторые современники утверждали, что между ними существовали любовные отношения. Как бы то ни было, представленные на выставке письма царевны выражают ее глубокое чувство к В.В. Голицыну.

На выставке представлен также документ, сыгравший огромную роль в судьбе Софьи Алексеевны, подведший черту под периодом ее правления. Это написанное из Троице-Сергиева монастыря 8 сентября 1689 г. письмо царя Петра Алексеевича брату Ивану Алексеевичу с предложением об управлении государством без участия царевны Софьи Алексеевны и исключении ее имени из титулары российских государей. Огромный интерес представляют записные книги казны царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича 80–90-х гг. XVII в., составленные в Мастерской палате, завершающие названный раздел выставки, включающие описание их личных вещей, некоторые их которых хранятся в музее Оружейная палата. К ним, в частности, относятся любимая сабля Петра I «турской работы», карабин работы оружейного мастера Никиты Давыдова, принадлежавший царям Ивану и Петру.