Вы здесь

Ключевые слова: описание, одежда, трон

Опись платьев, кресел и стульев покойного царя Алексея Михайловича.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 396. Оп. 2. Кн. 600. Л. 179–180, 261.
Подлинник.

Из архива Оружейной палаты.

Из описной книги государевой казны, составленной боярином князем Я.Н. Одоевским, печатником Д.М. Башмаковым и думным дьяком Е.И. Украинцовым. 1682 г.

В описную книгу государевой казны, составленную боярином князем Я.Н. Одоевским, печатником Д.М. Башмаковым и думным дьяком Е.И. Украинцовым в 1682 г., входит опись казны царя Алексея Михайловича, к этому времени уже, естественно, покойного. Она, в частности, включает опись его платья. Первый раздел ее называется «платна царские». Платно (распашное длинное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу, с широкими недлинными рукавами, застегнутое встык по бортам) принадлежало к числу царских регалий и входило в состав Большого наряда, в который государь облекался в день венчания на царство, при приеме посланников и чужеземцев, при хиротонии архиереев и в великие праздники. Платно изготовлялось из дорогих тканей и меха. Оно надевалось на становой кафтан. Как одежда царского сана платно впервые упоминается в документах только в 1626 г.

В гардеробе царя Алексея Михайловича было три платна. Первое – самое дорогое, сшитое из венецианского бархата, подшитое горностаем и в последующее время осталось «царским платном», которое носил царь Иван Алексеевич. Из второго платна была сшита пелена, отданная в Большой Успенский собор. Третье платно было перешито в «верхний кафтан» для царя Ивана Алексеевича.

 Вернувшись из заграничного похода 1654–56 гг., царь Алексей Михайлович, по свидетельству С. Коллинза (английского врача, в 1659–1666 г. служившего личным врачом царя Алексея Михайловича, написавшего впоследствии сочинение «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, жительствующему в Лондоне») стал преобразовывать двор, начал большие работы по совершенствованию и украшению Кремлевского дворца. Внутри дворца появились обои, («золотые кожи»). Старинную мебель, грубые лавки стали заменять резными креслами и стульями, сделанными по образцам немецкой и польской мебели. Характер резьбы по дереву, широко распространенной во внутренних и внешних украшениях дворца, также изменился. Российскую резьбу по одной только поверхности дерева заменила фигурная немецкая резьба в стиле немецкого рококо. В стиле немецкого рококо были украшены кресла царя Алексея Михайловича. Об этом свидетельствует описная книга его казны, составленная в 1682 г. – уже после его смерти боярином князем Я.Н. Одоевским. В книге описаны 8 кресел и 18 стульев, принадлежавших царю Алексею Михайловичу. Четверо кресел имели «ноги перевитые». Одно из кресел «были (в текстах XVII в. всегда писали «кресла», даже когда слово употреблялось в единственном числе – ред.) «нарезаны костми и раковинами». У некоторых стульев были «ношки раковинные». Все кресла были деревянные, «обиты бархатом» «червчатым» (красным) или «лимонным» «с бахромою», Два кресла были «золочены». Все стулья, кроме одного, были «оправлены серебром». Один стул был «костяной резной оправлен медью». Все стулья имели атласные и бархатные подушки.  Шесть стульев и одно кресло были «разгибные».

«Блаженные памети великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя, и Белыя России самодержца платье. Платна царские. Бархат виницейской по золотной земле по нем травы золотные и серебряные петельчаты, да травы морх червчат, подклатка тафта светло-зелена, подпушка фарауз отласной, подбит горностаями двенатцать кляпышев серебряных золоченых. Из сего платнавеликому государю царю и великому князю Иоанну Алексеевичю всеа Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу переделано царское ж платно. Отлас виницейской по белой земле по нем травы и розводы золоты, в розводех травы шолк лазорев, зелен, червчат, подпушка фарауз отлас, подкладка тафта червчата. И 195(1687) февраля в 23 де(нь) из сего платна скроена пелена в большой Успенский собор Успения Пречистыя Богородицы на гроб Господен…. Объяр серебряна, по ней травы золоты, подкладка тафта червчата без кружива. И 190(1682)-г августа в 10 де(нь) ис-под сего платна подклатка вынята и подшита под исподней кафтан государю царю и великому князю Иоанну Алексеевичю отлас китайской малинов травной. Из сего платна великому государю царю и великому князю Иоанну Алексеевичю переделан верхней кафтан.

…Кресла и стулы. Кресла деревянные золотные, обиты бархатом червчатым с бахромою золото с серебром. Приступ обит с сукном червчатым. Кресла деревянные, ноги перевитые, обиты бархатом черчатым с бахромою шолк шемаханской з золотом без приступа».